Александр Ланской: “Театр — это не храм. Это цирк без клоунов, где смеются над собой."

Театр — это не храм. Это цирк без клоунов, где смеются над собой."

🎭 ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ "ДОЛИНА ОСС"

✍ Автор: Валерий Панфилов
📍 Санкт-Петербург


Александр Ланской: “Театр — это не храм. Это цирк без клоунов, где смеются над собой.


Легендарный актёр Александр Ланской давно стал фигурой, о которой говорят шёпотом в театральных буфетах и спорят в критических кругах. Одни называют его сумасшедшим, другие — последним гением сцены. Он ломает стереотипы и не терпит фальши.
Он выходит на спектакль, будто на дуэль, а говорит — как будто снова пишет пьесу своей жизни.
— Александр Викторович, что для вас театр сегодня?
— Театр? Это не храм, как любят говорить. Это арена. Мы все здесь звери, просто у кого-то клыки побелее. Театр — это место, где можно соврать так красиво, что публика тебе ещё и спасибо скажет.
— Вас не раздражает современный театр с его постановками и поисками формы?
— Раздражает не форма, а бессмысленность. Сейчас половина режиссёров ставит не пьесы, а собственное эго. Актёр прыгает, орёт, ползает — а зачем? Чтобы кто-то сказал “гениально”? Я видел больше правды в сломанной репетиции, чем в премьере на главной сцене.
— Как вы относитесь к зрителю?
— Зритель — мой соавтор и мой судья. Но я ему не подыгрываю. Пусть он сидит и мучается, если нужно. Пускай не понимает — главное, чтобы чувствовал. Если человек выходит из театра и молчит — значит, спектакль удался.
— Что вы думаете о молодых актёрах?
— Большинство из них играет не ради роли, а ради камеры телефона. У них больше подписчиков, чем эмоций. Я всегда говорил: “Не ищи свет — стань светом”. Но им проще искать фильтр.
— Вам случалось спорить с режиссёрами?
— Я не спорю. Я взрываюсь. Я однажды выкинул сценарий в окно прямо на Невский, потому что не мог смотреть, как уродуют Чехова. Театр — это не демократия, это диктатура вдохновения.
— Что самое важное на сцене?
— Риск. Без риска — мёртвое ремесло. Один раз я играл Гамлета и сорвал премьеру, потому что в финале просто сел и замолчал. Зал не понял. Но потом многие плакали. Значит, всё было правильно.
— Как вы относитесь к славе?
— Слава — это мусор, который сыплется с пьедестала. Я видел слишком много “звёзд”, которые тухли быстрее прожектора. Я люблю сцену, не афиши. На афише можно быть красивым, на сцене — только честным.
— Театр — это искусство или зависимость?
— Это наркотик. И я не хочу лечиться. Каждый раз, когда я выхожу на сцену, я получаю дозу жизни. Когда аплодисменты заканчиваются — наступает ломка.
— Что бы вы сказали себе молодому?**
— Не будь вежливым. Вежливость убивает актёра. Лучше ошибись громко, чем проживи тихо.
— И последний вопрос: вы боитесь конца карьеры?
— Я не собираюсь умирать в постели. Хочу умереть на сцене — в луче прожектора, посреди реплики. Чтобы зритель не понял: это роль или правда.
Послесловие
Когда запись закончилась, он усмехнулся, стряхнул пепел с рубашки и сказал напоследок:
-“Я не хочу, чтобы меня вспоминали. Хочу, чтобы обо мне спорили. Потому что театр жив, пока кто-то спорит, что это вообще — театр.”