Петербург Сегодня. Дуб.
Что сегодня посмотреть в Петербурге? Сейчас расскажу, но сначала , немного истории. Сегодня наш город называют Санкт-Петербургом , а весной 1918 года он уже четыре года назывался Петроградом. Весна принесла с собой не только холодный дождь и прощание с зимними днями, но и потрясение, которое оставило след в истории города. Сегодня об этом мало кто помнит. В Михайловском саду, в самом центре Петрограда, молния ударила в древний дуб. Его вековые корни, казалось бы, выдержавшие все испытания, оказались не готовы к яростной атаке стихии. Взрыв, огонь, и вот уже громадный дуб стоит, обугленный и искалеченный, но всё ещё могучий.
Этот дуб, когда-то гордость сада, ставший частью памяти горожан, внезапно оказался в центре внимания. Вокруг него стали собираться люди, обсуждая, что делать с этим деревом, что стало символом не только природной мощи, но и человеческой судьбы. Некоторым он казался святым, живым свидетелем того, как Петроград преодолел все войны и революции. Для других, обгоревший дуб был лишь тенью прошлого, символом умирающей эпохи. Город разделился: одни призывали немедленно спилить его, другие — оставить как памятник, но в этом случае нужно было что-то сделать с обугленными остатками дерева.
И вот в этот момент вмешался скульптор Николай Соловьёв. Увидев горелый дуб, он пришёл с предложением, которое шокировало многих. Властям города он предложил не уничтожать дерево, а создать из его останков памятник, символизирующий "Веру, Надежду и Любовь". Идея была проста, но в своём исполнении она оставалась абсолютно абсурдной. Соловьёв видел в чернях, трещинах и почерневшей коре, которые оставила молния, метафору трех великих христианских добродетелей. Но чтобы реализовать свой замысел, он планировал оставить разрушенное дерево и придавать ему дополнительные формы, привлекая внимание к тому, что даже разрушенное, неполное дерево может быть художественным символом.
Памятник так и был создан, и он стал настоящим кошмаром для петербуржцев. Даже те, кто был настроен на принятие этого творения, не смогли скрыть своего недоумения. Дуб, сильно пострадавший от молнии, выглядел как неестественная скульптурная композиция, с вывернутыми, неестественно изгибающимися ветвями и обугленными частями ствола, которые Соловьёв приписывал к фигурам Веры, Надежды и Любви. В попытке наделить памятник значением, он лишь превратился в уродливую пародию. Природный хаос и человеческая фантазия смешались в нем, создав зрелище, которое терзало глаз.
Прохожие не могли понять, что же именно Соловьёв хотел передать. Одни говорили, что это символ борьбы с непогасимым огнём, другие — что это горькая ирония о потерянной вере в мир. Однако никто не мог отрицать: памятник стал самым спорным произведением искусства в Петербурге.
Скоро против памятника выступили даже те, кто прежде поддерживал идею оставить дуб. Идеологические разногласия, революционные потрясения, культурная и политическая неустойчивость – все эти факторы сделали произведение искусства невероятно нелепым для времени. На фоне разрушенной страны оно выглядело как тень чего-то давно ушедшего, умирающего и, возможно, невостребованного.
Скоро памятник был демонтирован, и дуб, как и прежде, стал просто частью сада. Но память о нем осталась. Петербург так и не забыл этого странного произведения искусства, которое было создано в попытке найти свет в самой темной части своей истории.
Однако часть этого дуба-памятника до сих пор храниться в одном из питерских дворов. Хотите узнать адрес, прослушайте экскурсию Парадный Петербург.