НА ПЕРВУЮ

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ БЫЛ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА, ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ БЫЛА ПОКРЫТА ЖЕЛЕЗНЫМИ ЛИСТАМИ, НО…..

Первые строители великого Невского боролись не с пробками, а с болотом. Болото, надо сказать, было куда упрямее современных водителей: оно жевало сваи, затягивало брёвна и, кажется, тихо хихикало. Но петербуржцы — народ настырный. Они забивали в зыбкий грунт стойки, клали днища барок и настилали доски. Получалась такая элегантная гать — не дорога, а плавучий деревянный пирог.

Чтобы грунт не сбежал обратно в болото, вдоль Невского высаживали берёзы. И эти берёзы были неприкосновенны — за их рубку полагалась смертная казнь. И Петр, её ,бывало, применял.

Позже дорогу решили сделать платной. Платить можно было не только  деньгами, но и строительными материалами. Едешь по Невскому — кинь булыжник, не поскупись. Так, шаг за шагом, Петербург стал первым городом, вымощенным, буквально. народом.

Потом грянул XIX век, и по Невскому пошла тряска века — булыжная мостовая гремела так, что барышни теряли не только шляпки, но и слух. Тогда решили облегчить жизнь аристократии и придумали колёсопроводы — доски, по которым экипажи должны были ехать тихо. Но как только кто-то пытался кого-то обогнать, весь замысел шёл прахом: снова камни, снова грохот, снова бархатные дамы в обмороке.

В 1832 году появился прогресс в виде деревянных шашек, то есть торцевой мостовой. Петербург радостно затопал по ней, но не долго — дерево быстро гнило, колёса вязли, а лошади поскальзывались, будто на уроке фигурного катания.

Тогда, в 1911 году, кто-то крикнул: «А давайте уложим на дорогу железо!» — и Невский покрылся металлическими листами. Правда, только часть. Ах, если бы вы слышали этот симфонический грохот! Невский гремел как концерт Прокофьева, лошади скользили как конкобежцы, экипажи улетали на тротуары, а петербуржцы впервые поняли, что металлический прогресс — не всегда благо.

Через пару месяцев железную идею торжественно сняли. Звук облегчения был слышен до самой Фонтанки.

Потом пришёл XX век — практичный, без романтики. В 1938-м Невский залили асфальтобетоном до площади Восстания, а в 1952-м закрепили успех до площади Александра Невского, а в 1999-м решили вернуть эстетство — тротуары сделали гранитными.

Теперь по Невскому мчится транспорт, ходят туристы, и никто уже не вспоминает, что когда-то здесь плавали барки и ставили берёзы под угрозой казни.

А всё началось с вопроса: «Был ли Невский проспект железной дорогой?»
Ответ, как и сам Петербург, парадоксален: да! В прямом смысле этого слова
Это была дорога не из рельс, а из упрямства, из болот, из берёз и, конечно, из священного петербургского абсурда.

ВЫ МОЖЕТЕ ВЕРНУТЬСЯ К СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ КВИЗА № 1

УЗНАВАЙ О ГОРОДЕ И СОБЫТИЯХ ЕГО НАПОЛНЯЮЩИХ ЗДЕСЬ

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

ru_RURussian
1
0